На прошедшем The Bucharest Major капитан команды Team Secret, Клемент Иванов дал интервью GameInside.ua. Puppey рассказал нашему порталу о выступлении его коллектива в групповом этапе мейджора, о проблемах подготовки и патчей, а также о сложностях супружеской жизни киберспортсменов.
— Здравствуй Клемент, что скажешь о выступлении своей команды в групповой стадии The Bucharest Major?
— Мы нуждаемся в немного более солидном уровне игры, чем тот, на котором мы находимся сейчас. И я надеюсь победить Newbee в четвертьфинале Bucharest Major, т.к. мы набрали неплохую форму за время группового этапа, а китайцы совсем недавно справили Китайский Новый Год и если мы их победим, то у нас будет очень неплохой шанс выиграть на турнире в целом.
— Zai в разговоре упомянул, что Secret сейчас не так сильна, как раньше. Что ответишь ему?
— Он не так уж и сильно ошибается. Наша игра ухудшилась, т.к. в последнее время у нас практически не было времени для тренировок, не говоря о том, чтобы выбраться на буткемп. А со всеми этими новыми микропатчами очень важно иметь время на практику, чтобы быть готовыми к некоторым фишкам и изменениям.
В случае с Secret это работает следующим образом. Чем больше мы играем и побеждаем, тем сильнее и что главное, быстрее мы набираем нашу критическую форму.
— В четверг произойдет смена патча. Что ты думаешь о 7.10, тебе понравился?
— Во первых, патч был слишком большой как по мне. Особенно, когда на носу мейджор. Я совершенно спокойно отношусь к этим изменениям раз в две недели, но конкретно это обновление ощущалось больше, как те старые, большие патчи. И если бы меня спросили, я бы сказал: «Только не за три дня до мейджора»
— Где-то полгода назад, ваш тренер SubBhie написал в твиттере, что IceFrog должен привести «Доту» к окончательному патчу с хорошим балансом и больше не выпускать патчи. Тот же футбол не меняет свои правила годами, регби, теннис — они остаются одинаковыми на протяжении многих лет. В киберспорте все постоянно меняется и обновляется. Должна ли Dota 2 прийти к своему окончательному варианту?
— Я уверен, что хотя бы раз, Dota 2 была сбалансирована. Патч между TI5 и TI6 был весьма хорош, очень близок к тому, чтобы назвать его идеальным. Особенно The International 2016, на котором Wings вообще играли, чем хотели. Они сыграли практически на каждом герое, что и является признаком баланса — наличие такой разнообразности и возможности так играть.
Но Dota 2 также должна соответствовать требованиям людей. А люди в свою очередь хотят постоянных перемен, чего-то нового. Это такая палка на обоих концах, ведь игроки могут перестать играть в игру из-за чрезмерных обновлений. Очень тяжело постоянно удерживать золотую середину между вниманием фанатов и балансом.
— Но в CS:GO патчи практически не выходят, а аудитория стабильна, что скажешь?
— Тут я полностью согласен, но должен заметить, что в этом и есть преимущество вот таких шутеров. Скажем так, для меня Counter-Strike — лучшая FPS игра с точки зрения киберспорта и профессионализма. Мне также нравятся многие другие «стрелялки»: PUBG, Fortnite, Unreal Tournament, в особенности Quake.
We want to try taking a different approach to how gameplay patches are released. Instead of big patches a couple of times a year, we’ll be releasing small patches every 2 weeks on Thursdays. We’ll be trying this out for about six months and then reevaluating.
— IceFrog (@IceFrog) 1 лютого 2018 р.
— Играл в Quake Champions?
— Не, не случалось, я больше фанат старой Quake III: Arena. Как киберспортсмен я отдаю предпочтение Counter-Strike, она является идеалом того, какой должна быть киберспортивная игра. Dota 2 тоже отличная соревновательная игра и она должна прийти к балансу, чтобы называться спортом, это то к чему мы должны стремиться. Но с точки зрения бизнеса и поддержания интереса — это очень сложно. Такой вот замкнутый круг. Лично я бы предпочитал баланс, постоянным патчам.
— В европейском регионе множество команд и много талантливых игроков. Кого бы ты выделил? У кого есть потенциал в будущем стать игроком Secret?
— У Kinguin очень специфический игровой стиль, я бы даже выделил конкретно Nisha – он выглядит очень перспективно. Да там и вся команда хороша, они нас даже победили как-то. Причем на LAN’е, а это значит, что коллектив хорош.
— Турнирный сезон буквально перегружен «минорами» и «мажорами». Solo взял перерыв буквально посреди сезона и отдыхал месяц. Что насчет тебя, ты бы взял отпуск на недельку-другую? Чем бы занимался?
— Да ничем особо, может быть съездил бы, куда-нибудь на отдых. Но несмотря на это мне очень нравится то, как всё происходит сейчас, где я сейчас и что имею такую особенную жизнь, просто играя в Dota. Поэтому я не хочу терять возможность играть больше в доту. Я знаю, что это всё индивидуально, но очень трудно играть постоянно и поддерживать себя в максимальной форме. Такой перерыв некоторым пойдет на пользу, а некоторым погубит карьеру.
Solo взял перерыв после DreamLeague S8
Так что я не уверен, взял бы я отпуск, или нет. Я не хочу прекращать играть, но я чувствую, что вскоре мы будем более избирательны в нашем выборе турниров. Их слишком много и некоторые мы будем пропускать.
— Ты — один из самых титулованных игроков всего киберспорта. Как тебе удается за все эти долгие годы не растерять запал и страсть к игре?
— Да я никогда её не терял. У меня никогда не было такого, что я не был «голоден» к победам. Тяжело ответить на вопрос о том, где её брать, если я так не терял свою мотивацию.
— Вспоминая тот инцидент с EthernalEnvy. Многие никогда не видели тебя, как такого страстного игрока, на людях ты всегда очень спокоен и сдержан. Какие бы дал три совета обычным игрокам о том, как не рейджить в доте?
— Главное понимать, что скорее всего, люди не злятся из-за непосредственно «доты». Они негодуют от того, что происходит вне её. Очень часто Dota 2 становится своего рода лекарством, неким способом, чтобы выпустить пар. И честно говоря, в этом нет ничего криминального, если человек пробует решить свои жизненные проблемы, выплескивая эмоции в игре.
Повторюсь, главное понимать, что не всё завязано на «доте». Случается, что в жизни беда на беде, а тут еще и в «доте» никто не понимает, чего ты хочешь от игры. И фокусируясь на ссорах с тиммейтами, ты немного забываешь о беспокоящих тебя вещах в реальной жизни.
Но с другой стороны, когда ты пытаешься стать лучшим в командной игре, а люди, с которыми приходится играть не понимают что делать — это выводит из себя. Особенно, когда ты молод и тебе тяжело понимать мир, со всеми этими подростковыми замашками. Тяжело принять тот факт, что твои товарищи по команде, возможно, не так сильно хотят победить, как ты. Тебе в свою очередь не удается им объяснить, как важно фокусироваться на победе.
В игре образуется такой круг непонимания. Правда в том, что когда тебе кажется, что никто не понимает в игре ни черта — то с чего ты взял, что ты знаешь лучше всех? Может просто стоит прислушаться к словам другого человека и не думать о нём предвзято?
— Это уже не три совета, это целое психологическое пособие!
— Да просто советы давать очень тяжело. Когда человек злится, ему никакие советы не помогут. То, что я сказал, больше напоминает рассуждения о человеческих взаимоотношениях.
— Вопрос об Эстонии. Еще в 2012, ты был единственным игроком из твоей страны. Сегодня Эстонию также представляют игроки в Counter Strike: ropz и HS. В каком сейчас состоянии находится киберспорт в Эстонии и не думаешь ли ты в будущем заняться развитием отечественного киберспорта?
— Тяжело рассуждать об этом. В те дни, когда я только начинал, у нас была большая тусовка из команд по DotA и CS — порядка десяти лет назад. Warcraft 3 был весьма популярен в те дни. Очень тяжело подтолкнуть к киберспорту парней и доказать им, что тут они могут построить себе карьеру и будущее. Дело в том, что у нашего дела очень маленькое «окно» возможностей.
В киберспорте достичь успеха гораздо тяжелее, чем в том же покере. В последнем ты можешь зарабатывать, даже не побеждая, а просто принимая участие. Тебе достаточно быть хорошим игроком. В Dota 2 ты можешь достичь успеха, только будучи лучшим. А это очень тяжело и не каждый готов вкладывать столько времени и сил. Это грустно. Я бы не сказал, что система в который мы играем сейчас, может сильно привлекать молодёжь. Вот в этом проблема.
— Слушай, но ведь рано, или поздно наступит момент, когда ты не сможешь выступать на топ уровне. Как ты узнаешь этот момент?
— Ну я достаточно критично к себе отношусь и мне кажется, я банально почувствую что больше не «тащу». Я не буду закрывать на это глаза, и продолжать играть, затягивая команду на дно.
— У тебя на пальце кольцо сейчас, все мы помним фото с твоей свадьбы. Не так много сейчас женатых «дотеров», как ваши отношения уживаются с твоей карьерой?
— Мне кажется, что иногда полезно побыть на дистанции, чтобы после чуть больше ценить моменты воссоединения. Каждый раз, когда я еду на LAN и возвращаюсь — это своего рода освежает отношения, чувства обостряется, иногда приезжаешь раньше и такой: «Сюрприз!» Это очень классные эмоции. С какой-то точки зрения это даже лучше, чем постоянно сидеть дома и надоедать друг другу. Это хорошая часть такой жизни.
Плохая — это, конечно же, то, что ты постоянно не рядом, в разъездах. Это вопрос доверия. Для меня очень важна карьера, и если бы я был на её месте, то дал бы ей эту необходимую свободу.
— Думал уже о маленьких «пуппеятах»?
— Да, кончено же. Но об этом как-нибудь в следующий раз(смеется).
Источник: gameinside.ua
Автор: KvintUA